Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в силу его распространенности и дестабилизирующего влияния на общество. Некоторые отечественные и зарубежные психологи придерживаются мнения, что причины агрессии носят исключительно биологический характер, однако важно помнить, что большое влияние на возникновение агрессивности оказывает также воспитание и культурный уровень общества.
В современном обществе наблюдается быстро прогрессирующее отчуждение, повышенная тревожность, душевная опустошенность, цинизм и жестокость у детей, которые чаще всего проявляют агрессивное поведение. Особое внимание уделяется детям с умственной отсталостью. Изменения в системе взаимоотношений во всех сферах современного общества, их стремительный темп ставят эту группу детей в положение низкой психологической защищенности, снижают их адаптивные способности и повышают психологическую уязвимость.
Причинами этого являются представление о человеке как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых, в первую очередь, выделяются неуравновешенность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностные особенности детей.
Данной проблемой занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Так, в последние годы психологами и педагогами проведен ряд исследований по изучению, диагностике и профилактике агрессивного поведения у детей, среди них Г. С. Абрамова, М. А. Алемаскин, Ю. М. Антонян, С. А. Беличева, В. М. Бехтерев, А. Д. Глоточкин, И. В. Дубровина, В. В. Знаков, Е. Я. Иванов, К.Е. Игошев, Д.Д. Исаев, Д.Н. Исаев, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, В.Т. Кондращенко, А.Е. Личко, Г.М. Минковский, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, К.К. Платонов, Г.М. Потанин, Д.И. Фельдштейн и др.
Однако, анализ работ показывает, что современная практика профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения проявлений агрессивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью недостаточно эффективна. В профилактике агрессивного поведения возникает ряд актуальных задач, которые необходимо решить. Дети с интеллектуальной недостаточностью – это особые дети, которые в силу особенностей психики иначе воспринимают окружающий мир, что усложняет процесс адаптации.
Нарушения нервной и психической деятельности делают таких детей неустойчивыми к негативному влиянию окружающих людей. Данная категория детей часто испытывает трудности в общении с нормально развивающимися сверстниками, учителями и даже родителями, в связи с тем, что не все понимают и знают особенности психики данной категории детей, что нередко приводит к конфликтным ситуациям. Эти дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, что выступает защитной реакцией на возникающие трудности. Поэтому данная тема является актуальной.
Цель: Изучить особенности проявления агрессии у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие агрессивного поведения и особенности проявления у детей с интеллектуальной недостаточностью;
2.Изучить особенности профилактики проявлений агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью;
3.Экспериментальным путем изучить уровень агрессии у детей с умственной отсталостью;
4.Разработать программу коррекции агрессивного поведения у школьников с умственной отсталостью.
Объект: Особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет: Проявления агрессии у детей с интеллектуальной недостаточностью.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Феноменология агрессивного поведения
В современных условиях развития общества резко обострились различные социальные проблемы. Среди этих проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивное поведение – это воздействие одного субъекта на другого с целью подорвать его психическое или физическое состояние. Следует различать понятия «агрессивное поведение», представляющее собой внешне выраженное действие, и понятие «агрессия», более широкое в психологическом смысле [5].
В переводе с латыни слово «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с негативными эмоциями, с негативными мотивами и деструктивными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия – как модель поведения человека. В этом аспекте понятие «агрессия» связано, прежде всего, с негативными эмоциональными проявлениями — яростью, гневом, ненавистью и с мотивами — желанием обидеть, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам человеческого существования и способное вызывать как физические повреждения, так и психологический стресс (состояние страха, тревоги, депрессии).
2. Агрессия, в основе которой лежат целенаправленные действия. В этом аспекте понятие «агрессия» подразумевает совершение определенного действия, в результате которого агрессор наносит умышленный ущерб своему противнику.
С учетом этих результатов агрессию следует определить как целенаправленное коммуникативное действие, которое направлено на вызывание негативных эмоционально-психологических состояний у объекта вербального воздействия.
На сегодняшний день в определение понятия «агрессия» добавлены новые данные из смежных научных областей. Так, в своей работе психолог Э. Фромм использует термин «агрессия» для обозначения поведения, которое связано с самозащитой, с реакцией на угрозы. Он рассматривает агрессию как нанесение ущерба не только живому существу, но и различным неодушевленным предметам. Так, Ф. Алан описывает агрессию как «внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам».
Л. Берковиц определяет агрессию как сильную активность, стремление самоутвердиться. Э. Уилсон считает, что агрессия – это физическое действие или угроза такого действия со стороны одного человека в отношении свободы другого человека.
Аналогичное определение дает А. Бандура: «Агрессия не всегда является целенаправленной реакцией одного индивида, причиняющей физический или моральный вред другому индивидууму», а Э. Аронсон определяет агрессию, исходя из концепции намерения, как поведение, направленное на причинение вреда или боли другому человеку. Ю.Б. Можгинский под агрессией понимает «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу».
Современная психология определяет термин «агрессия» как доминирующее, настойчивое, атакующее и вредоносное поведение, интегрируя при этом такие разные по форме и сути поведенческие акты, как сплетни, злые шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийства.
В психологическом словаре под термином «агрессия» понимается индивидуальное или коллективное действие, целью которого является причинение психологического или физического вреда или даже уничтожение определенного человека или группы. Таким образом, психология рассматривает агрессию как склонность, проявляющуюся в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинить себе людей. Этот вид фокуса универсален, и определение, в основном, нейтральное. Агрессивность положительна, если она является средством для выживания.
Агрессия характеризуется направленностью, проявлением, выраженностью. Цель агрессии - причинить страдание. Если агрессия используется как способ достижения целей, то имеется в виду инструментальная агрессия. Агрессивность может быть направлена вовне – это люди, объект, или на себя (аутоагрессия) [10].
На сегодняшний день существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основоположником первой — теории притяжения — является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей сути инстинктивно и неизбежно. Возникновение и дальнейшее развитие агрессивности у З. Фрейда связано с этапами развития ребенка. Новый подход намечается в работах К. Лоренца, считавшего, что агрессия происходит, прежде всего, от врожденного инстинкта борьбы за выживание, присутствующего у людей так же, как и у других живых существ.
Теория фрустрации, предложенная Д. Доллардом, рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории таковы: фрустрация всегда ведет к агрессии в той или иной форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Теория социального научения утверждает, что агрессия — это усвоенное поведение в процессе социализации посредством наблюдения за соответствующим образом действий и социального подкрепления. Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте, сначала поясним, что такое общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.
Р. Барон и Д. Ричардсон [2], считают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, есть поведение, направленное на причинение вреда или
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – 591 с.
2. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 239-243. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76341.htm (дата обращения: 02.10.2019). - Текст: электронный.
3. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – №34-1. – С.135-139
4. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности младших школьников / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук // Юный ученый. – 2017. – №1 (10). – С. 139-141.
5. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 6 (22). – С. 30-34.
6. Рыжевич, Е. П. Особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью / Е. П. Рыжевич, Т. Е. Дубынина. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2020. – № 3 (29). – С. 57-59.
7. Сария, Л.С. Коррекция агрессивных проявлений в поведении обучающихся начальных классов / Л.С. Сария // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 65-67.
8. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 160 с.
9. Сухарева, Н.Ф. Коррекция агрессивного поведения в младшем школьном возрасте / Н.Ф. Сухарева, Ю.Ф. Баландина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 240-244.
10. Токарская, Л. В. Особенности коррекции и профилактики агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: [учеб.-метод. пособие] / Л. В. Токарская; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2013. - 158 с.